🧭 Навигация по статье:
- Кто такой директолог и чем он занимается
- В чем обязан разбираться
- Как стать востребованным специалистом?
- Инструменты
- Плюсы и минусы профессии
- FAQ
💻 Кто такой и чем занимается?
Настраивает рекламу по ключевым словам в сервисе Яндекс-Директ. Основные ключевые фразы он выясняет у рекламодателя, а затем с помощью сервисов подбирает релевантные запросы.
Например, вы хотите получить клиентов на сайт по продаже женских сумок, значит, основной ключ будет «Купить сумки в Ташкенте». С помощью специальной программы, специалист подбирает ещё 150-200 ключевых слов, по которым будет показываться реклама.
Рассмотрим пример. Целевая аудитория – женщины, которые готовы купить 1 или несколько сумок. При этом люди, которые покупают женские сумки оптом не являются целевой аудиторий, поэтому их исключает путём добавления минус-слова «оптом».
По ключевым словам создает кампанию, подбирает картинки и текст для объявления под эти запросы. Также следит за бюджетом, поскольку оплата снимается за клик по объявлению.
⚡ В чём должен разбираться?
Отвечает за создание и настройку рекламных объявлений, за определение ЦА, выбор правильных ключевых запросов, за разработку креативов для объявлений. Также обязан уметь выполнять:
- Предпроектный анализ – это сбор данных о продукте, о его сильных сторонах, целевой аудитории. Также на этом этапе специалистом проводится оценка конкурентов, аудит ресурса, анализ целевой аудитории.
- Составление плана – это в первую очередь разработка стратегии, формирование идеи, определение целевой аудитории. создаёт план в соответствии с выделенным на рекламу бюджетом и согласовывает его с клиентом.
- Сбор семантического ядра и минус-фраз – собирает слова и фразы, по которым клиенты ищут товары и минус-слова – запросы, по которым объявление не должно показываться.
- Создание и загрузка рекламных кампаний – не только создаёт, но тестирует и оптимизирует рекламные кампании. Самостоятельно разрабатывает макет поста, придумывает цепляющий заголовок, 2-3 варианта текста и быстрые ссылки на сайт.
- Тестирование – в задачи входит тестирование объявлений, он выбирает, какие из них приводят больше клиентов, по каким ключевым фразам приходит больше посетителей.
- Настройка в «Яндекс.Директ» нужно выбрать основные параметры показа объявления: тип кампании, регион, расписание показов, бюджет и другие.
- Аналитика – выполняет анализ статистики, подгоняет под неё объявления. Если нужно вносить корректировки.
- По окончанию компании формирует отчеты. В них вносит итоги: сколько затрачено денег, сколько привлечено пользователей и т. п. Отчеты составляются в свободной форме.
Также должен разбираться в следующих вопросах:
- Определение потребностей клиента;
- Основы маркетинга;
- Анализ целевой аудитории (ЦА);
- Разработка креативных рекламных макетов;
- Сбор семантического ядра.
Оптимизация рекламных кампаний
Задача — не просто создать рекламную кампанию, но и регулярно тестировать её:
- Наблюдать, какие объявления работают лучше, по каким запросам пользователи охотнее переходят на сайт;
- Отключать неэффективные объявления, усиливать успешные;
- Понимать, как эффективнее тратить деньги заказчика, чтобы он получал много клиентов по приемлемой для него цене.
Опытный специалист сперва создает тестовую кампанию за небольшой бюджет и на основе данных прогнозирует будущие расходы.
🛠 Инструменты
Чтобы правильно и эффективно настроить, директологи должны уметь работать со следующими инструментами:
- «Яндекс.Вордстат»; – Посмотрите популярность «ключей» в «Вордстате». Исключите слова, у которых менее 30 показов в месяц. В правой колонке есть подсказки — что еще ищут люди, заинтересованные сферой. Проверьте свои гипотезы и составьте список из 20–30 «ключей».
- «Key Collector» – это профессиональная программа для определения семантического ядра. Упрощает и ускоряет работу при подборе ключевых фраз. Удобна тем, что прогнозирует примерные цены за клик;
- Сквозная аналитика «Calltouch»;
- Парсеры;
- «Excel» или «Google Таблицы»;
- Сервисы колл-трекинга;
- «Директ Коммандер» – программа для профессионального автономного управления рекламой в Я.Директ. Она нужна, чтобы создавать и настраивать без веб-интерфейса;
- «Яндекс.Метрика» – бесплатный инструмент веб-аналитики. Он предназначен для оценки посещаемости сайтов и эффективности рекламы. Показывает, по каким ключевым запросам пользователи чаще всего переходят на сайт клиента;
- «SimilarWeb» – сервис для анализа источников трафика. Инструмент удобен тем, что позволяет сравнивать сразу несколько сайтов (например, конкурентов).
- «Google Analytics;
🎬 Как стать востребованным?
Профессия появилась на рынке совсем недавно. Получить диплом в классическом университете нельзя. Стать востребованным можно только опытным путём. А именно:
- На собственных проектах; -Для этого нужно создать свой сайт и начать на нём продавать свои или партнёрские продукты. Нужно выделить некоторую сумму денег на настройку рекламы.
- Самообучение и стажировка в агентстве; – Изучите справочные материалы «Яндекс.Директа» и «Яндекс.Метрики», пройдите специальный курс по Директу, составьте семантическое ядро, разберитесь в работе с бюджетом. Теперь можете проситься в агентства на стажировку. Так вы наработаете опыт и добавите проекты в портфолио.
- Обучение в «Яндекс.Директ» и стажировка в крупной компании; – Идеально выучиться на специалиста по контекстной рекламе, чтобы разобраться не только в «Директе», но и в других рекламных сетях. Там вы научитесь мыслить стратегически и привлекать потенциальных клиентов, а, следовательно, делать большие продажи.
Плюсы и минусы профессии
✅ Специалистов высокого уровня на рынке немного;
✅ Можно работать удаленно;
✅ Спрос – быстро находят работу, даже если у них нет готовых кейсов.
✅ Можно работать за определённую сумму или за % с продаж;
✅ Без ограничений по доходам – зарплата не ограничена, как и количество клиентов, с которыми можно работать одновременно.
✅ Заказчики становятся постоянными.
❌ Много времени нужно тратить на обучение;
❌ Много рутины; Чем дольше работаете, тем однообразной кажется работа по настройке.
❌ При изменении правил использования сервиса, нужно заново договариваться с клиентами;
❌ Клиентам приходится постоянно объяснять систему динамического ценообразования.
📌 FAQ
🔸 Как добавить уточнения в Яндекс директ?
В Коммандере выделяем нужный проект, затем все группы и все нужные объявления, нажимаем кнопочку «Уточнения», добавляем новые уточнения и жмем кнопку «Сохранить».
🔸 Что такое ключевые слова в директ?
Ключевые фразы — это слова или словосочетания, которые определяют, кому будет показано ваше объявление.
🔸 Как установить ставку в Яндекс директ?
Чтобы назначить ставки, выберите нужные кампании и группы объявлений. На вкладке «Ставки и фразы» выберите фразы и на нижней панели нажмите «Мастер ставок». Вы можете назначить единую ставку для всех выбранных фраз или использовать «Мастер ставок» для более гибкой настройки в зависимости от желаемого объема трафика или охвата.
🔸 Зачем нужны ключевые цели в Яндекс директ?
Ключевые цели — действия посетителей сайта, наиболее важные для бизнеса.