🧭 Навигация по статье:
- Что надо знать?
- Обязанности
- Профессиональная компетенция
- Плюсы и минусы профессии
- Место работы
- Важные качества
- Обучение на веб-аналитика
- Перспективы профессии
- Книги для обучения
Главная цель — сделать работу сайта или приложения более эффективной. Для этого собирает данные об ошибках или проблемах ресурса. На основании этих данных придумывает, как можно улучшить работу. Затем даёт рекомендации другим: программистам, маркетологам, контентщикам и всем, кто как-то связан с сайтом.
✍ Основные обязанности
Должностные обязанности можно разделить на 4 вида деятельности.
1. 🔸 Аналитика:
- Установка на веб-ресурсе кодов отслеживания и настройка инструментов аналитики, таких как «Яндекс.Метрика», «Google Analytics», «Call tracking», «Call touch», «Co Magic» и др.;
- Подключение инструментов для получения статистических данных, моделирования и прогнозирования;
- А/В/c тестирование;
- Определение KPI ресурса (Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности);
- Автоматизация процессов анализа по действующим разработкам или проектирование новых в соответствии с задачами бизнеса;
- Анализ всех данных, логические выводы и разработка мер по повышению результативности веб-ресурса и рекламных кампаний;
- При аналитической работе с мобильными приложениями – (применение систем mat/appsflyer, appannie/distimo, mixpanel/universal analytics);
- Составление отчетов.
2. 🔸 Планирование:
- Cотрудничество с маркетологами по разработке общей маркетинговой стратегии компании, эффективных изменений в стратегии продвижения.
3. 🔸 Исследования:
- Проведение маркетинговых исследований;
- Сбор маркетинговой информации;
- Разработка методик исследований;
- Анализ параметров маркетингового изучения рынка – сегментации, ёмкости, целевой аудитории, конкурентов;
- Прогноз изменения существующих показателей.
4. 🔸 Взаимодействие с партнерами:
- Сотрудничество с партнерами и подрядчиками;
- Подготовка техзадания.
🎓 Что надо знать?
Методы:
- Анализ посещаемости сайта;
- Анализ данных электронной торговли и UX/UI;
- Анализ поведения посетителей на странице;
- Бенчмаркинг — это сравнение с конкурентами и общими тенденциями, с применением независимых платформ Google Trends, Alexa и др.
Инструменты:
- Статистические данные можно собрать с помощью:
- Внешних программ — счетчиков (Google Analytics, Piwik, Яндекс.Метрика, Рейтинг@Mail.ru, OpenStats, Adobe Analytics, HotLog и др.);
- Внутренних программ — лог-анализаторов, собирающие данные, накопленные сервером (WebTrends, Webalizer, AWStats).
Диспетчер тегов: Google Tag Manager – GTM.Инструменты А/Б-тестирования (Google Optimize, Optimizely и др.). Сервисы анализа конкурентов – посещаемость сайтов, источники трафика, целевая аудитория и многие другие полезные показатели (SimilarWeb, SEMrush и др.).
Инструменты визуализации данных, с помощью которых можно преобразовать сложные для восприятия массивы цифр в наглядные графики – BI-платформы (Business Intelligence). Могут быть Data Studio, DataStudio, Tableau и другие сервисы. Инструменты поиска упоминаний компании в интернете: в статьях, новостях, отзывах и т. д. (Brand Analytics, IQBuzz и др.).
Языки программирования:
- HTML и CSS (это язык разметки страниц и коды для их стилизации) и JavaScript. Их желательно знать хотя бы на базовом уровне, чтобы понимать, как работает сайт и как реализовать задуманное.
- SQL, Python, R. Языки нужны, чтобы автоматизировать работу с большими данными.
🪜 Уровни компетенции
ЗП и обязанности зависят от компетенции. Выделяют три уровня: Junior, Middle и Senior.
🔸Junior Web Analyst
Этому уровню соответствует отличное знание всех стандартных возможностей Яндекс.Метрики и Google Analytics, включая настройку целей. Ориентируйтесь на получение сертификатов обеих систем, а после переходите к ознакомлению с другими аналитическими инструментами.
Любой начинающий специалист, работающий в этой сфере до 6 месяцев, умеет работать с метриками, проводить А/В-тесты и интерпретировать получаемые данные. Также научитесь делать простые расчеты конверсии, ROI, CTR и CPC.
На этом уровне развития вы будете уметь читать статистику и понимать, откуда берутся данные и как их использовать для улучшения работы бизнеса, повышения прибыли и т.п.
🔸Middle Web Analyst
На этом уровне специалист должен уметь работать со всеми популярными сервисами аналитики: Яндекс.Метрика, Google Analytics, SEMrush и другие. Можно знакомиться с BI-сервисами, чтобы выделяться на фоне других специалистов и иметь преимущество при трудоустройстве.
От Middle требуют знания принципов Unit-экономики. Например, важно уметь считать прибыль/расходы на одного клиента, чтобы объективно оценивать перспективность проекта и принимать решение: развивать его или нет.
Веб-аналитик этого уровня взаимодействует с другими специалистами компании: дизайнерами, копирайтерами, разработчиками и другими. Важный навык для эффективного взаимодействия — умение составлять понятные технические задания. Без этого доносить свои мысли до других не получится. Дизайнер не сможет реализовать задумку, которая по мнению сделает проект лучше.
Мидл умеет анализировать информацию, ставить эксперименты для проверки гипотез и взаимодействовать с остальными членами команды.
🔸Senior Web Analyst
Настоящий профессионал дела — Senior Web Analyst. Такие специалисты в совершенстве владеют BI-сервисами и умеют комплексно вести статистику по проекту. В основном работают с крупными проектами, поэтому без автоматизации сбора данных не обходятся. Senior умеет создавать на Python софт, автоматизирующий многие рабочие процессы.
Это тот уровень, к которому должен стремиться каждый начинающий аналитик. Senior выполняет за несколько минут такие объемы работы, на которые у Junior уходит пара-тройка дней.
Плюсы и минусы
✅ Востребованность и перспективность профессии;
✅ Высокая оплата труда;
✅ Небольшая конкуренция на рынке труда, т. к. мало высококвалифицированных специалистов;
✅ Возможность работать удаленно.
❌ Профессию освоить самостоятельно непросто, скорее всего, понадобятся курсы;
❌ Новичкам без опыта сложно устроиться;
❌ Часто приходится выполнять задачи, не входящие в должностные обязанности веб-аналитика, например, по продвижению сайта или настройке контекстной рекламы.
👩🏻💼 Место работы
Крупные интернет-компании, информационно-развлекательные порталы, торговые сети, фриланс.
Услугами веб-аналитиков-фрилансеров чаще пользуются интернет-магазины, сайты или порталы, которые не могут выйти на нужный объем трафика или начали терять позиции, и при этом они не могут выяснить причины неудач. Еще вариант заказчика – интернет-ритейлеры или сервисы доставки, которым надо увеличить продажи/объем услуг, привлечь новых клиентов и удержать их.
Обычно в чистом виде не востребованы на фрилансе, охотнее нанимают специалистов, которые предлагают дополнительные услуги, например: настройку таргетированной или контекстной рекламы, UX-аналитику, продвижение сайта и др.
🔧 Важные качества
- Аналитический склад ума.
- Стратегическое мышление.
- Педантичность.
- Внимание к деталям.
- Высокая работоспособность.
- Усидчивость.
- Ответственность.
- Постоянное стремление к повышению профессионального уровня.
Приходится постоянно заниматься сбором и анализом больших объемов информации, тестировать несколько разных вариантов достижения целей, мониторить работу сайта по многим параметрам, которые важно правильно определить и высчитать.
Поэтому умение работать с цифрами и делать обоснованные выводы – важная способность для веб-аналитика, но без педантичности, даже въедливости, и усидчивости ему будет сложно работать.
📌 Обучение на веб-аналитика
Высшее образование – необязательно. Знания и навыки можно получить на курсах (как правило, переподготовки или повышения квалификации, поэтому хотя бы СПО должно быть). Тем не менее работодатели более благосклонны к кандидатам с высшим образованием по ИТ или маркетинговым направлениям подготовки.
В вузах есть программы, после окончания которых можно получить профессию веб-аналитика. В основном это профили направлений «Менеджмент» («Маркетинг») 38.03.02 или «Бизнес-информатика» 38.03.05. Несколько примеров:
- «Маркетинг и рыночная аналитика» («Менеджмент», НИУ ВШЭ, Институт естествознания и экономики ОГПУ);
- «Управление, основанное на данных» («Менеджмент», МИСиС);
- «Цифровой маркетинг» (направление «Менеджмент», НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, РЭУ им. Плеханова, ПГУПС, БашГУ, Новосибирский ГАУ, СибГУ им. Решетнева, МИДиС);
- Digital-маркетинг (направление «Бизнес-информатика», ЮФУ).
На платформе «Открытое образование» СПбГУ предлагает студентам российских вузов во время учебы на любом направлении пройти двухмесячную онлайн-программу «Веб-аналитика».
📈 Перспективы
Пока профессия относится к востребованным. Объёмы данных постоянно растут, их структура усложняется, и человеку непросто обрабатывать огромные потоки информации, поэтому уже начали развиваться автоматизированные интеллектуальные инфосистемы. Они запрограммированы на анализ пользовательского поведения, оценку качества трафика и эффективности рекламы, улучшение показателей конверсии сайта в покупателей и т. д.
Вероятно, пройдет немного времени, и рутинная аналитика станет целиком их функцией. Больше того, эти системы будут генерировать уже готовые решения для оптимизации определенных коммерческих факторов или вовсе автоматически их регулировать. Задача сведется к экспертной оценке предлагаемых решений и выработке нестандартных подходов к некоторым ситуациям, требующим живого человеческого взгляда на проблему.
📖 Книги по веб-аналитике
- Антон Петроченков. Введение в Google Analytics.
- Яков Осипенков. Google Analytics 2019. Полное руководство.
- Яков Осипенков. Google Tag Manager.
- Авинаш Кошик. Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики.
- Филипп Царевский. Яндекс.Директ. Как получать прибыль, а не играть в лотерею.
- «Веб-аналитика 2.0 на практике: тонкости и лучшие методики»
- «Веб-аналитика: основы, секреты, трюки»
- «Введение в Google Analytics»
- «Google Analytics 4: Веб-потоки»
- «Идеальный Landing Page. Создаем продающие веб-страницы»
- «Google Tag Manager для googлят: Руководство по управлению тегами»
- «Основы юзабилити-тестирования»
- «Ключевые цифры. Как заработать больше, используя данные, которые у вас уже есть»
- «Google Analytics для профессионалов»
- «Бизнес-аналитика: ни шагу без Яндекс.Метрики»