🧭 Навигация по статье:
- Кому подойдет профессия
- В каких сферах нужен
- Что делает контент-маркетолог
- Обязанности
- Преимущества и недостатки профессии
- В чем разница между контент-маркетингом и рекламой
Контент-маркетолог — это человек, который решает задачи бизнеса с помощью контента. Задачи могут быть разными — от привлечения клиентов до повышения продаж и увеличения лояльности.
Обязанности могут отличаться в зависимости от компании и ее размера. Например, в маленьких командах такой специалист часто сам пишет все материалы и ведет социальные сети. А в крупных компаниях он управляет производством контента и дает задания копирайтерам и дизайнерам.
Рассмотрим стандартные обязанности: (На вымышленном примере: Малике)
Малика работает в стартапе. Запускает блог мобильной игры для изучения иностранных языков.
Малика проанализировала блоги и социальные сети конкурентов. Она увидела, что Tone of Voice других курсов и приложений слишком серьезный. Можно выделиться на их фоне с помощью развлекательных форматов — например, подборок фильмов и Youtube-каналов.
Малика составила контент-план и собрала команду авторов. Для привлечения читателей она поработала над SEO и договорилась о публикациях в двух каналах в Telegram. Это сработало — просмотры статей в блоге увеличились на 130%.
Через 3 месяца Малика проанализировала эффективность контент-стратегии. Она увидела, что статьи с лингвистическими задачами чаще дочитывали до конца, а подборки с мемами собирали больше репостов. Задача на следующий квартал — скорректировать контент-план с учетом этих данных.
На примере Малике видим, что контент-маркетолог управляет продвижением с помощью контента от разработки стратегии до анализа результатов. Но эта работа не для всех. Разберем, кому подойдет эта профессия.
🎓 Кому подойдет профессия
Чтобы определиться, подойдет ли вам профессия контент-маркетолога, задайте себе эти вопросы.
Умею ли я принимать и давать обратную связь? Работа контент-маркетолога на ранних этапах — это бесконечные правки и переделывание материалов. Если не готовы постоянно воспринимать критику, скорее всего, эта работа не для вас.
А когда займете руководящую позицию, критиком станете вы. Вам придется давать много правок. Если знаете, что вам не хватит терпения для такой работы, стоит попробовать себя в другой сфере.
Хочу ли я много писать? Большая часть контента — это текст. Писать придется много, быстро и в разных жанрах. Если не любите работать с текстами — возможно, вам не стоит идти в эту сферу.
Смогу ли я соблюдать и контролировать дедлайны? Одна из болей контент-маркетологов — срывы планов. Авторы могут не сдавать контент вовремя или пропадать на этапе правок. Если не готовы закрывать задачи в срок, не сможете справиться со стрессом от дедлайнов и своевременно отреагировать на ситуацию — возможно, контент-маркетинг вам не подойдет.
Смогу ли я долго ждать результата? Контент-маркетинг — это бег на длинную дистанцию. Результаты стратегии видны не ранее чем через 6-9 месяцев. Если вы не марафонец, а спринтер, и хотите сразу видеть изменения, вам будет сложно.
Если ответили «да» хотя бы на два вопроса из этого списка, эта профессия вам подойдет. Теперь поговорим о том, что нужно уметь, чтобы стать контент-маркетологом.
В каких сферах нужен
Популярен в сферах, для которых характерны:
- Длинный цикл покупки – ИТ-компании, маркетинговые агентства, B2B-сфера, ИТ-продукты;
- Покупки по эмоциональным мотивам – туристические компании, магазины косметики, парфюмерии и одежды;
- Продажи технологического товара – магазины электронной техники.
🧑🏼💻 Что делает?
💪 Hard skills
Работа с текстами. Контент-маркетолог должен понимать, какую задачу бизнеса решают тексты, и писать в соответствии с этой задачей.
🔸 SEO. До 80% пользователей игнорируют платную рекламу в поисковых системах. Поэтому оптимизирует тексты, чтобы сайт появлялся в органической выдаче.
🔸 Продвижение в социальных сетях. Если в команде есть SMM-специалист, контент-маркетолог не ведет аккаунты в социальных сетях. Но даже в этом случае нужно знать форматы контента в разных социальных сетях — например, для дистрибуции статей.
🔸 Email-маркетинг. Продумывает email-спецпроекты, занимается их запуском и пишет тексты писем.
🔸 Работа с метриками. Анализирует, как работают конкретные материалы и каналы, чтобы оценить эффективность стратегии, ставить и корректировать цели.
🔸 Менеджмент проектов. Не исполнитель, а стратег. Поэтому такой специалист должен управлять командой, распределять задачи и ресурсы, следить за качеством и сроками работы.
Если хотите узнать, как выстроить продуктивные отношения с коллегами, прочитайте нашу статью о том, как управлять командой.
🔸 Анализ ЦА. Нужно понимать, кто является ЦА, какой у нее образ жизни, какие проблемы и ценности. Так определяет, какой контент нужен.
Анализ конкурентов. Изучает стратегии конкурентов, чтобы найти их слабые места и отстроиться.
⚙️ Soft skills
🔸 Стрессоустойчивость. Контент-маркетолог адекватно воспринимает критику и держит себя в руках во время конфликтов с клиентами. Например, клиенты часто дают размытые ТЗ или не понимают, что контент-маркетинг не приносит доходы сразу.
🔸 Эмпатия. Контент-маркетолог изучает боли целевой аудитории и старается решить их с помощью продукта, а также поддерживает здоровую атмосферу в команде.
🔸 Умение объяснять. Контент-маркетологам часто приходится объяснять клиентам и коллегам, почему те или иные подходы не работают. Например, когда клиент хочет запустить блог, но под его задачу лучше подходит email-рассылка.
🔸 Планирование. Многое зависит от эффективного планирования. Например, при составлении контент-плана нужно учитывать, сколько времени займет работа над лонгридами от выдачи ТЗ до утверждения финальной версии.
🔸 Работа в команде. Контент-маркетолог не работает один. Поэтому такой специалист умеет общаться с коллегами — объединяться для решения задач и давать конструктивную обратную связь.
Теперь вы знаете, чего ждут работодатели. Поговорим о том, насколько эта позиция востребована и сколько за нее готовы платить
🔌 Обязанности на разных этапах
Контент-маркетинг предполагает работу над стратегией — это не стартовая позиция. Но этапу Junior соответствует, например, должность копирайтера. На этом этапе не участвуете в стратегическом планировании — только готовите контент по техническому заданию.
На этапе, который соответствует Middle в других IT-профессиях, контент-маркетолог и производит контент, и работает над стратегией. Например, придумывает рубрики блога и Tone of Voice, выбирает медиа для нативной рекламы и ставит цели по метрикам.
Если решили дорасти до Senior, вам предстоит больше заниматься стратегией и исследованиями, чем производством контента. Еще вы будете контролировать качество контента других сотрудников и обучать молодых специалистов.
Последний этап — Head of Content. Это руководящая должность — вы будете координировать работу отдела контент-маркетинга, выстраивать и поддерживать процессы и налаживать коммуникацию с другими отделами, например, SMM.
📢 Преимущества и недостатки
Уже рассказывали, что нужны бизнесу. Компании готовы хорошо платить специалистам. Но, прежде чем просматривать вакансии, оцените плюсы и минусы.
✅ Преимущества:
- Высокая зарплата,
- Потребность растёт,
- Можно работать удалённо,
- Перспектива карьерного роста,
- Творческая направленность работы.
❌ Недостатки:
- Надо много знать из областей: SEO, копирайтинга, SMM, вёрстка, редактуры т. д.;
- Постоянно учиться ― сфера развивается и меняется;
- Следить за трендами ― предпочтения пользователей непостоянны,
- Ненормированный рабочий график,
- Сложно найти работу без кейсов.
📜 В чем разница между контент-маркетингом и рекламой
Реклама продает в лоб. У нас товар, у вас купец. В рекламе прямой призыв к действию: купите, закажите, спешите и т.п.
Контент-маркетинг же напрямую ничего не продает, его задача сформировать вокруг бренда лояльное сообщество, показать экспертность компании. Здесь совсем другой посыл: не продаем, а, наоборот, предлагаем чистую пользу совершенно бесплатно. Прямой выгоды нет, но так строится репутация, а репутацию не купишь за деньги. В этом и есть ответ на вопрос, для чего нужен контент-маркетолог: задача — создать без прямой рекламы такой образ, чтобы аудитория прониклась к ней доверием и в итоге перешла в категорию постоянных клиентов и адвокатов бренда.
Как правило, оперирует 3 видами контента, у каждого из которых задача:
- Полезный: помогает решить проблему пользователя, обучает, открывает новые горизонты и точки зрения в заданной нише;
- Информационный: знакомит с новостями индустрии, анонсирует события, описывает факты;
- Развлекательный: создает настроение, вызывает эмоции.
🗝️ Контент-маркетолог и контент-менеджер: в чем разница?
Различие этих смежных специальностей в иерархии.
- Маркетолог — это стратег и руководитель процессов;
- Менеджер — исполнитель, в задачи которого входит сбор и публикация по контент-плану материалов на разных площадках. Часто он сам пишет тексты, ищет фотографии и иллюстрации для публикаций.
В небольших компаниях велика вероятность совмещения функций этих 2 специалистов в обязанностях 1 сотрудника.