🧭 Навигация по статье:
- Чем отличается от других специалистов
- Задачи и обязанности
- Какие специализации могут быть?
- Что должен знать и уметь?
- Карьерный рост
- Как стать бренд-менеджером?
- Ключевые навыки
- Чем отличается от маркетолога?
- Что не должен делать?
- Как оценивают работу?
- Что смотреть и читать?
- FAQ
- Итоги
Бренд-менеджер — специалист, занимающийся разработкой и внедрением долгосрочной и краткосрочной стратегии развития бренда, запуска новых продуктов/саббрендов. Выполняет различные проекты по популяризации бренда (ATL, BTL, Digital, PR, маркетинговые исследования, мероприятия и т.п);
- Формализует требования к дизайну, потребительским характеристикам, ценовому позиционированию;
- Прогнозирует объёмы продаж, рассчитывает прибыль и рентабельность; проводит анализ целевых рынков (ключевые тенденции, поведение потребителей, спрос и предложение, конкретность, ёмкость и т.д.);
- Координирует работы по проведению рекламных кампаний, разрабатывает медиапланы, участвует в создании дизайн-концепций, дизайна упаковки, бренд-буков и оригинал-макетов с привлечением брендинговых агентств и штатных дизайнеров; отвечает за нейминг и т.п.
🔄Чем отличается от специалистов?
Помогает продукту продаваться. Но на продажи влияет много факторов: сервис, ценообразование, доступность заказа в торговых точках, рекламное продвижение. За всё это отвечают другие специалисты.
Обобщённо обязанности, которые не входят в работу, можно представить так:
🔸 Не продаёт напрямую
Даёт отделу продаж информацию о позиционировании, уникальных торговых преимуществах продуктов, текущих маркетинговых активностях, но не ведёт переговоры по сделкам и не обсуждает условия с каждым из партнёров. Этим занимаются специалисты по продажам.
🔸 Не занимается технической разработкой нового продукта
Создаёт идею продукта, а не сам продукт. Он тестирует концепцию продукта, руководит процессом создания упаковки, проверяет, насколько потребителей устраивает готовый продукт. А сам товар производят другие люди — технологи и дизайнеры.
🔸 Не занимается закупкой и логистикой
Должен понимать, как устроен процесс закупки и логистики продукта. Но вести переговоры по ценам, размещать заказы и настраивать логистику ему не нужно. За это отвечают специалисты по закупке и логистике.
🔸 Не создаёт коммуникации и мероприятия
Понимает, что важно потребителю, но доносят эти смыслы сотрудники креативных агентств, специалисты на фрилансе или внутри компании.
Эти люди создают веб-сайты и каталоги, ведут соцсети, подбирают реквизит на мероприятия и выполняют другие задачи, связанные с развитием бренда и продвижением продукта. Ставит эти задачи и контролирует, чтобы они выполнялись качественно и в срок, а результаты работ отражали общую концепцию бренда.
📅 Задачи и обязанности
Бренд-менеджер — это «хранитель». Он знает, как устроены внутренние процессы и внешние коммуникации, владеет маркетинговой информацией, глубоко понимает философию, ценности и цели, к которым движется бренд.
🔧 Задачи:
- Исследование и постоянный мониторинг потребностей и драйверов целевой аудитории;
- Исследование рынка и конкурентной среды;
- Разработка идеи и позиционирования бренда;
- Разработка рекламной аргументации;
- Ознакомление потребителя с брендом;
- Коммуникация с потребителями, поддержание образа бренда в сознании ЦА;
- Мониторинг реакции целевой аудитории, отношения потребителей к бренду;
- Контроль качества продукта, его соответствия потребностям ЦА, трендам рынка и обещаниям бренда (в связке с производственным департаментом);
- Бренд-трекинг;
- Планирование продаж и рекламных кампаний;
- Мониторинг и анализ результатов;
- Синхронизация работы подразделений для успешной реализации стратегии.
📰 Какие специализации могут быть?
Есть разные виды брендов, и в работе с ними используют разные подходы, приёмы и инструменты. В зависимости от этого выделяют разные специализации. Чаще других встречаются 4 специализации.
Бренд-менеджер продукта. Эта специализация самая востребованная. Специалист создаёт и развивает товарный или сервисный бренд — например, продвигает продукцию «Простоквашино» или услуги МТС. Он может работать в продуктовых и косметических компаниях, в фешен- и бьюти-индустрии, ресторанном бизнесе и многих других сферах.
Персональный. Работает с личным брендом эксперта, медийной личности или лидера мнений. То есть нужен людям, которые работают над повышением популярности и узнаваемости, — например, артистам, певцам и политикам. Спрос на эту специализацию сейчас растёт.
Спортивный. Работает над созданием и развитием бренда команды или спортивной площадки. Одновременно он может быть персональным — если продвигает бренд спортсмена.
Территории. Это относительно новая специализация — связана с брендингом районов, городов, регионов, туристических достопримечательностей. Специалист может заниматься развитием бренда например района Сергели в Ташкенте, Узбекского драматического театра или даже озера, которое привлекает туристов.
🕵 Что обязан знать и уметь?
Собирать данные и анализировать их. Важно не просто уметь пользоваться инструментами и результатами исследований. Нужен аналитический склад ума, чтобы за цифрами увидеть тенденции, потребности рынка, причины успеха или неуспеха конкурентов или собственных активностей и новые возможности развития.
Ориентироваться в повестке дня. Широкий кругозор, умение чувствовать настроение целевой аудитории и распознавать зарождающиеся тренды — это качества, которые прокачиваются практикой и любознательностью. Но без них невозможно делать бренд одновременно и устойчивым и постоянно актуальным.
Управлять проектами. Управление брендом — это ряд разных, но взаимосвязанных проектов. Бренд-менеджер отвечает за все, от формулировки идеи и постановки задачи до анализа результатов. Он должен уметь грамотно управлять ресурсами и подрядчиками, общаться с партнерами и понимать, что происходит на каждом этапе реализации.
Эмоциональный интеллект, коммуникативные качества. Постоянно общается с руководством, с подрядчиками и партнерами, с исполнителями в штате компании и с сотрудниками на местах, с другими отделами компании и так далее. Для него крайне важно уметь слышать и чувствовать собеседника, ясно доносить идеи и задачи, убеждать, налаживать диалог между участниками процесса.
Уметь работать с числами. Через мозг и руки проходит огромный массив аналитической информации. Ее нужно систематизировать и изложить в отчетности так, чтобы стала ясна полная картина и вырисовались дальнейшие шаги по продвижению.
Брать ответственность и работать на результат. Очевидные навыки, необходимые в любом процессе управления. А тем более, в таком комплексном и многосоставном процессе, как управление брендом.
📝 Перспективы карьерного роста
Бренд-менеджер может развивать навыки и повышать свой грейд — уровень специализации. Чем выше грейд, тем больше масштаб компаний, которые продвигает бренд-менеджер.
О грейдах и их отличиях расскажем чуть позже. А пока поговорим про другие варианты построения карьеры.
Компетенции нужны предпринимателям
По сути, главный бренд-менеджер компании — её основатель. Часто личность предпринимателя — его ценности, характер — становятся прототипом образа бренда. А сторонний транслирует этот образ наружу.
Поэтому, освоив навыки, можно запускать собственный бизнес и продвигать его без специалиста по брендингу.
Знания по управлению брендом пригодятся на менеджерских позициях
Например, менеджерам по продажам эти знания помогут грамотно доносить ключевые смыслы бренда до потенциальных клиентов.
А ещё навыки полезны маркетологам и специалистам по коммуникациям
Обладая этими навыками, такие специалисты смогут глубже понимать потребителя. Они научатся говорить с ним на одном языке, встраивать историю бренда в жизнь конкретного человека и развивать идеи бренда в рекламе и соцсетях.
⚡️Как стать бренд-менеджером?
Путь в профессию бывает разный. Например, можно:
- Освоить с нуля — пройти онлайн-курсы или программы по профессиональной переподготовке;
- Перейти из смежных областей: маркетинга, управления, коммуникаций, продаж;
- Комбинировать варианты — получать знания на курсах и применять их в своей работе, которая не связана с управлением напрямую.
А ещё важно помнить, что учится всю жизнь. Рынок постоянно меняется, поэтому специалист по развитию бренда всегда должен улучшать имеющиеся навыки и приобретать новые.
💼 Ключевые навыки
⚙️ Soft skills
Коммуникабельность, знание делового этикета, умение вести переговоры. Эти навыки нужны специалисту, так как его работа предполагает выстраивание отношений с командой, клиентами и партнерами.
Креативное мышление. Необходимо, чтобы создавать бренды с нуля и разрабатывать нестандартные маркетинговые стратегии, которые выделят торговую марку среди конкурентов.
Организаторские способности помогут эффективно планировать работу, координировать и согласовывать процессы внутри компании.
Аналитический склад ума. Обязан понимать рынок и уметь аналитически мыслить, чтобы принимать взвешенные и обоснованные решения на основе полученных данных.
💪 Hard skills
- Навыки работы с инструментами аналитики. Т.к. обязанности включают анализ рынка, исследования конкурентов, оценку эффективности, необходимо хорошо владеть инструментами (Google Analytics, Яндекс Метрика и т.д.) и уметь работать с базами данных (Nielsen / GFK / IMS).
- Умение работать с сервисами обработки и визуализации данных (Excel, PowerPoint, Power BI, Tableau, Google Sheets).
- Опыт работы в маркетинге и рекламе. Также могут требоваться базовые знания возможностей рекламных систем (Директ, VK Реклама, Telegram Ads, Google Ads).
- Умение работать с CRM-системами, базами данных клиентов (Битрикс 24, amoCRM).
- Умение работать с айдентикой бренда, создавать гайдлайны, брендбуки, мудборды (знание Figma, Photoshop и т.д.).
📜 Чем отличается от маркетолога?
Задачи схожи. Более того, в небольших компаниях роль бренд-менеджера может выполнять маркетолог.
Крупные компании стараются нанимать на эту должность отдельных специалистов, чтобы они концентрировались на работе с определенной торговой маркой.
Главное отличие от маркетолога — более узкий спектр задач. Кроме того, для маркетолога в первую очередь важно повысить продажи. Бренд-менеджер фокусируется на том, чтобы донести ценность бренда, создать доверие и положительную репутацию в долгосрочной перспективе.
❌ Что не должен делать?
Лучше бренд-менеджера знает продукт только его создатель. Поэтому кажется естественным, что он должен и продавать его наряду с менеджерами отдела продаж. На самом деле нет. Наивысшая эффективность достигается тогда, когда каждый сотрудник занимается своим делом. Хотя может время от времени сопровождать «продажников» на встречах с ключевыми партнерами, помогая им с презентацией товара, это не его основная работа.
Пытаться переложить на бренд-менеджера описанные выше функции маркетолога также не стоит. Поиск новых каналов сбыта и другие задачи отнимут очень много времени, которое могло бы пойти на работу с репутацией бренда. То же относится к функциям дизайнера, контент-менеджера и других сотрудников, работающих над сайтом и социальными сетями компании, которые бренд-менеджеру часто пытаются дать «в нагрузку».
Не должен выполнять функций смежных специалистов, однако наладить продуктивную совместную работу необходимо. В первую очередь это означает постоянный обмен идеями и своевременную обратную связь по каждому из предложений.
📈 Как оценивают работу?
Главная задача — сделать так, чтобы бренд приносил больше прибыли. Чтобы понять, что происходит с брендом и какую прибыль он приносит, используют KPI — ключевые показатели эффективности.
Распространённые показатели такие:
- Узнаваемость, или уровень известности бренда;
- Лояльность по отношению к бренду;
- Стоимость бренда;
- Доля рынка;
- Доля рекламных расходов на продвижение бренда;
- ROBI (return on branding investment) — возврат инвестиций на брендинг;
- Стоимость контакта.
Некоторые показатели — например, узнаваемость — сложно отследить. Чтобы узнать их, нужны маркетинговые исследования — поэтому метрики фиксируют редко, например раз в год. Другие показатели могут отслеживать ежемесячно — например, объём продаж, количество упоминаний и число проведённых мероприятий.
👀 Что смотреть и читать?
Если вы решали самостоятельно получить базовые навыки, для того, чтобы расширять собственные компетенции, обратите внимание на следующие источники:
- Д. Траута, С. Ривкина «Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции».
- Д. Канеман. «Думай медленно…Решай быстро».
- Т. Питерс. «Преврати себя в бренд».
- Книга М. Портер. «Конкурентная стратегия»
- На Ю-тубе можно посмотреть ролики о том, кто такие бренд-менеджеры, чем они занимаются, что такое брендинг т. д.
- Стать читателем блогов признанных экспертов в соцсетях, например, блог агентства Texterra, Идеономика, портал Zillion и т. д.
✍🏼 FAQ
Нужно ли высшее образование?
Приветствуется, если у специалиста высшее экономическое образование по специализациям «Маркетинг» или «Коммерция». Если у вас диплом другого направления или вообще его нет, попробуйте сначала пройти бесплатные курсы, чтобы узнать, насколько это вам интересно.
Как можно определиться с направлением обучения?
Можно пройти профориентацию онлайн. Вы определите свои интересы и предпочтения, сможете сделать обоснованный выбор профессии, составите план перехода в новую профессию. Есть платные и бесплатные тесты на профориентацию, Крупные учебные центры предоставляют тесты на бесплатной основе, чтобы помочь пользователям найти digital-профессию по душе, учитывая их интересы и личностные особенности. Пройдя тест, вы поймете, в какой сфере сможете сделать карьеру.
🧮 Итоги
- Специалист, занимающийся продвижением бренда. Формирует положительный образ продукта, развивает и продвигает его в офлайн- и онлайн-пространстве.
- Круг задач широкий, от качества работы зависит в итоге результат деятельности компании;
- Профессия востребована в крупных компаниях различных направлений деятельности.
- Профессия имеет перспективу развития. Ежегодно на рынке появляются новые продукты, их нужно правильно презентовать и продвигать, чтобы целевая аудитория сразу заметила и оценила новинку;
- Заработная плата специалиста от 1 300$;
- Достичь успеха в направлении не просто. Требуется постоянно обучаться, т. к. маркетинг быстро развивается, знания устаревают буквально в течение 2 лет;
- Попадает в профессию не каждый. Научиться самостоятельно невозможно, необходим опыт и взаимодействие со специалистами. Стоимость курсов высокая и не всем под силу.